СтатьиОпубликовано Автор KB

Теряя сигнал. Как Blackberry проиграл борьбу за рынок смартфонов

В США вышла новая книга известного репортёра Джеки МакНиш о восхождении и гибели корпорации BlackBerry (NASDAQ:BBRY) под названием ‘Теряя сигнал: Нерассказанная истории о чрезвычайном взлёте и эффектном падении BlackBerry’. Среди прочего автор задается вопросом: что же всё-таки помешало некогда доминировавшим на рынке смартфонов канадцам вовремя разглядеть опасного конкурента?

one brand

В 2007 году BlackBerry недооценила возможности смартфонов iPhone, что привело к потере рынка мобильных устройств. Канадский производитель был убежден, что бизнес-пользователи, на которых ориентированы продукты компании, не заинтересуются гаджетом без клавиатуры. Об этом рассказали авторы книги «Теряя сигнал», повествующей историю взлета и падения BlackBerry.

На следующий день после презентации iPhone руководство компании BlackBerry, которая тогда называлась Research In Motion (RIM), организовало внеплановое собрание, на котором обсуждались особенности новинки. Многие выражали сомнение в том, что Apple смогла создать мобильник без клавиатуры с большим сенсорным экраном, при этом способный длительное время работать в автономном режиме. Первоначальной реакцией компании на iPhone оказалось недоверие.

Канадцы решили, что iPhone не затронет их аудиторию — бизнесмены по-прежнему будут покупать BlackBerry за защищенный мессенджер и более удобную для переписки физическую клавиатуру. «Интернет в кармане», полагали в RIM, серьезным людям не понадобится — ведь у них и без него есть чем заняться. Также аналитики компании не понимали, кто и зачем будет покупать смартфон от конкурентов, и обращали внимание на слабую батарею устройства.

Авторы книги рассказали, что главной причиной провала «пионеров» рынка смартфонов — Motorola, Nokia, Palm, BlackBerry — являлось их отношение к этим устройствам. Последняя никогда не верила, что смартфоны могут быть энергоэффективными. В результате канадская компания опоздала с выходом сенсорных коммуникаторов более чем на год.

blackberry-vs-iphone

Осознав наконец всю опасность, исходившую от iPhone, в RIM договорились с другим крупным оператором США Verizon Wireless и предложили рынку «убийцу» смартфона Apple — BlackBerry Storm. Всё делалось наспех, и в магазины попало немало бракованных моделей — так что, несмотря на хорошие продажи, Storm провалился.

Эта неудача стала началом конца «ежевичной» компании из Канады. У RIM впервые возникли финансовые проблемы: Verizon потребовал вернуть ему потраченные на ремонт и замену сломанных Storm $500 млн, пригрозив в случае отказа кардинальным пересмотром сотрудничества. Менеджмент RIM смог уменьшить сумму компенсации до $100 млн, но осадочек, как говорится, остался: канадцами остались недовольны и партнер, и потребитель.

blackberrystorm-20081007

 

До 2011 года дела у RIM шли относительно неплохо — в 2010-м компания продала 100-миллионный смартфон и по-прежнему сохраняла ведущие позиции на ключевом для себя американском рынке. Но уже в 2011 г. стоимость акций компании упала сразу в 5 раз.

В поисках выхода из кризиса RIM сменила сначала CEO (2012 год), затем название (на BlackBerry в 2013 г.). В том же году была выпущена и новая операционная система — осовремененная и совместимая с Android-приложениями BlackBerry 10. Однако продажи первого флагмана на новой ОС — Z10 — оказались провальными, на них повлияла и «сырость» системы, и — в очередной раз — рекордный брак.

john chen

Нынешний CEO компании Джон Чен обещает вновь сделать мобильный бизнес BlackBerry прибыльным. С начала года ходят слухи о продаже канадской компании одному из конкурентов — Samsung, Apple или Microsoft.

При этом главным активом, который может быть интересен потенциальным покупателям, является даже не производство телефонов, а патентное портфолио BlackBerry, насчитывающее десятки тысяч единиц интеллектуальной собственности.

После продажи мобильного подразделения канадцы могли бы сосредоточиться на производстве ПО — здесь BlackBerry демонстрирует отчётливую положительную динамику. По оценке экспертов RBC Capital Markets, только за первые три месяца 2015 г. компания заработала на программном обеспечении $67 млн, или на 20% больше, чем в 4 квартале-2014.

bbry

 

Скачать книгу в оригинале можна в нашей группе Вконтакте.

Добавить комментарий

Войти через:



Теряя сигнал. Как Blackberry проиграл борьбу за рынок смартфонов: 2 комментария

  1. Епт, как все летит, меняется, порой страшно осознавать, что люди профессионалы конкретной области не видят дальше своего носа! Еще раз подтверждается то, что нужно быть готовым к переменам и новому, быть гибким и разумеется при наличие успеха не смотреть с высока и не зазнаваться, жизнь жизнь ЖИЗНЬ!